Вы сможете добавлять свои новости, если авторизируетесь |Регистрация | Вход | Приветствую Вас Гость | RSS
Валюта

Курс валют на межбанке

Межбанковские курсы валют
Фронтовые сводки

Названо число погибших украинских и российских военных

**************************


В плену у террористов остаются 853 украинца, 408 – пропали без вести

**************************


Батальон Черкассы отказался воевать? (+видео)

**************************


Комбат «Днепра 1»: Для батальйонов Днепр-1 и Донбасс Иловайск должен был стать братской могилой для нас (Видео)

**************************


Россия готовится ударить по Одессе из Приднестровья?

**************************

Погода
Случайное фото

Страны мира: Эфиопия
Поиск
Наш опрос
Скільки грошей ви пожертвували на АТО?
Всего ответов: 585
Счетчики
Сводки новостей

Получение большого количества маточников и неплодных маток от одной семьи-воспитательницы имеет большое значение для матковывод­ных хозяйств. Повышение выхода маточников от семьи-воспитательни­цы поможет снизить стоимость ма­ток и освободит большое число пче­линых семей от необходимости вос­питывать маток.

В основу испытанного нами спо­соба вскармливания маточных личи­нок и увеличения выхода маточни­ков от одной семьи-воспитательницы положено следующее.

1.  Сильная пчелиная семья обла­дает большой способностью к вскарм­ливанию личинок и воспитанию расплода, так как имеет много пчел-кормилиц, выделяющих молочко. Известно, что сильная семья летом может выкармливать одновременно по 18—22 тыс. и больше пчелиных личинок.

2.  Семьи иранских, закавказских и северокавказских пчел в период роения закладывают 150—300 и больше маточников.

Вскармливание такого большого количества маточных личинок осу­ществляется пчелами с одновремен­ным кормлением молочком несколь­ких тысяч пчелиных и трутневых ли­чинок.

В пчеловодной литературе реко­мендуется давать семье-воспитатель­нице 40—60 личинок на маточное вскармливание. Получение 20— 30 маточников от семьи-воспитатель­ницы считается нормальным.

Мы считаем, что при столь не­большом числе вскармливаемых ма­точных личинок далеко не исполь­зуются все возможности семьи-воопитательницы, ее огромная спо­собность к воспитанию маток.

Простое увеличение числа личи­нок, подставляемых в семью-воспи­тательницу, не давало заметных результатов. Так, например, при даче 60 личинок на маточное воспитание семье-воспитательнице мы получали в лучшем случае 57—58 маточни­ков; увеличение же количества при­виваемых -личинок на маточное вос­питание до 75—100—120 давало прибавку лишь на 3—5—7 маточни­ков.

Повторная дача личинок на вто­рой-третий день после принятия на маточное вскармливание первой партии приводила к получению лишь 11 —16 маточников. Причиной, ме­шающей получению большего выхо­да маточников, была низкая прием­ка личинок на маточное воспитание семьей-воспитательницей.

Дальнейшее изыскание возможно­стей к увеличению приемки личинок на маточное воспитание привело нас к разработке нового метода форми­рования семьи-воспитательницы.

 

Отбор и подготовка семьи-воспитательницы

Выбору семьи-воспитательницы мы придаем исключительное значение; она является не только колыбелью воспитываемых маточных личинок, но и могучим средством направлен­ного воздействия на выращиваемых маток.

Воспитательница должна быть сильной, высокопродуктивной,хозяй­ственно ценной семьей, обладающей нужными хозяйственными и биоло­гическими признаками. Кроме того, воспитательница должна иметь по­лезные признаки, которых недостает у племенной семьи, от которой бе­рутся личинки на маточное воспита­ние. В этом случае сумма полезных качеств, передаваемых по наследству маткам-дочерям, будет увеличена за счет воспитательницы.

При подборе воспитательницы cле­дует отдавать предпочтение семьям, отличающимся строительной энергией и хорошей побелкой гнезда, а также повышенной склонностью к отстройке трутневых ячеек и вос­питанию трутневого расплода. Такие семьи, по нашим наблюдениям, боль­ше принимают личинок на маточное воспитание и хорошо вскармли­вают их.

Отобранные семьи за 15 дней до выращивания маток мы ставим «на откорм» и приводим в роевое со­стояние. Постановкой «на откорм» мы стремимся повысить содержание белка в организме пчел и вызвать у них обильное выделение молочка, что необходимо для лучшего пита­ния и вскармливания большого ко­личества маточных личинок.

Поставленная «на откорм» пчели­ная семья, при наличии в гнезде 8—10 кг меда, двух рамок с пергой и взятка в природе, ежедневно под­кармливается кормом, состоящим из медоперговой массы, разбавленной витаминизированным сиропом. Корм дается ежедневно на ночь по 0,7 кг. При отсутствии цветочной пыльцы и перги мы используем медо-молочновитаминный корм. Две ча­сти севшего меда разводим в одной части витаминизированного настоя и к полученному сиропу добавляем 20% процеженного цельного свеже­го молока.

Хорошим кормом следует считать медовый сироп с хлебными дрожжа­ми. Опытное кормление, проведенное нами в 1951 г., показало большую эффективность такой подкормки.

В сжатом гнезде и при обильном кормлении мы добиваемся накопле­ния большого количества расплода в наименьшем числе рамок, а также выращивания упитанных пчел — бу­дущих кормилиц.

В свою очередь эти условия сти­мулируют выработку молочка пче­лами и создают в семье предпосыл­ки к роевому состоянию и закладке маточников.

Очень важно в подготовляемой семье накопить не только много полноценного расплода, но и до­стичь сплошного (компактного) его размещения на сотах.

Формирование и  использование семьи-воспитательницы

Для каждой семьи-воспитательни­цы мы предварительно подготовляем улей-лежак следующим образом.

В середине улья отгораживаем двумя глухими фанерными перего­родками отделение 125 мм шириной на   3 рамки   (рис. 1).   В   передней стенке улья этого отделения устраи­ваем леток 10 см шириной. С обеих сторон среднего отделения разме­щаем два больших отделения на 6 рамок каждое, отгораживаемое с боков вставными досками. Проме­жутки между вставными досками и боковыми стенками улья заполняем плотным слоем ваты или другим теплоизолирующим материалом.

Рис. 1. Улей-лежак,   подготовлен­ный,   для формирования  семьи-вос­питательницы:

а — среднее отделение для приемщиц;

б — боковые отделения, предназначенные для воспитывающей группы пчел;

в — теплоизо­ляционная прослойка из ваты;

г — леток среднего  отделения.

Летки в двух боковых отделениях делаем в задней стенке улья.

К формированию семьи-воспита­тельницы приступаем с часу дня.

Подготовленную семью убираем с колышков и ставим рядом на землю, а на ее место ставим улей-лежак с тремя отделениями с таким расчетом, чтобы леток среднего от­деления находился на месте летка прежнего улья. Летки двух боковых отделений в таком случае будут обращены в противоположную сто­рону.

В среднее отделение лежака ста­вим    две    полноценные     кормовые

рамки, с медом и пергой. Отделе­ние сверху прикрываем потолком. Возвращающиеся с работы пчелы с нектаром и пыльцой соберутся в среднее отделение. В это отделе­ние стряхиваем одну рамку с мо­лодыми пчелами.

Матку вместе с рамкой и пчела­ми, находящимися на ней, перено­сим в одно из боковых отделений улья. Туда же добавляем еще одну рамку с пчелами и расплодом млад­шего возраста (кормилиц).

Оставшиеся в расформировывае­мом улье рамки с печатным распло­дом и личинками старшего возраста, мед и пчел переносим в два боковых отделения лежака, распределяя все это поровну.

Улей-лежак с семьей-воспитатель­ницей мы прикрываем потолком, несколькими слоями газет и ватной подушкой. Весной улей с семьей-воспитательницей тщательно утепля­ем еще и снаружи, обертывая его в несколько слоев бумаги и слоем толя, прикрепляемых металлически­ми кнопками или деревянными планками. Под дно улья настилаем слой сухих листьев.

Для уменьшения слета пчел стар­шего возраста из двух боковых от­делений в среднее применяем маски­ровку и другие приемы. При скоп­лении большого количества пчел в среднем отделении вечером часть их расселяем по боковым отделе­ниям. Таким формированием (рас­селением пчел) мы достигаем обра­зования в семье-воспитательнице двух групп пчел.

1.  Пчелы среднего отделения бу­дут составлять группу лётных пчел. Их назначение принимать личинок на маточное вскармливание. Имея большое количество пчел, в том числе молодых, обильные корма, уплотненное содержание и абсолют­ное сиротство (матка и расплод от­сутствуют), они хорошо принимают личинок на маточное воспитание.

2.  Пчелы боковых отделений вы­полняют функцию вскармливания принятых на маточное воспитание личинок, передаваемых этой группе от   приемщицы.   Наличие   большого количества откормленных пчел плюс обилие кормов в гнезде дают возможность этой группе пчел успешно воспитывать маточных личинок.

Опыт показал, что наличие в со­ставе семьи-приемщицы пчел преи­мущественно старшего возраста обеспечивает хорошую приемку ли­чинок и, наоборот, преобладание молодых пчел в воспитывающей группе положительно влияет на вы­кормку маточных личинок.

Как только сформированная се­мья успокоится и вечером почув­ствует безматочность, мы даем при­емщице маточную рамку с 60 моло­дыми личинками (в возрасте 12— 24 часов). Маточную рамку ставим в среднее отделение между двумя кормовыми рамками. Одновременно в каждое отделение воспитательной группы пчел даем по 60 личинок в рамках-питомниках.

Маточную зарядку воспитывающей группе даем только при раздаче первой партии личинок.

На следующие сутки в 11—12 ча­сов дня мы осматриваем воспита­тельницу и подсчитываем количество принятых личинок на маточное вос­питание в обеих группах. Затем ма­точники с принятыми личинками переставляем из среднего отделе­ния с приемщицами в воспитываю­щую группу, в одно из отделений, где было принято меньше личинок. Освобожденное от маточников сред­нее отделение оставляем в таком положении, чтобы семья почувство­вала сиротство.

Вечером этого же дня даем приемщице новую партию в 60 ли­чинок на маточную приемку. На следующий день производим провер­ку количества принятых личинок и передаем их на воспитание в одно из боковых отделений улья.

Вечером того же дня в среднее отделение с приемщицами даем третью партию личинок на приемку.

В последующие дни такая опера­ция осуществляется в том же по­рядке. За 7—8 дней семья-воспита­тельница при этом методе дает 360—400 деловых  маточников.

Выход маточников   в   семье-воспитательнице, сформированной   по   новому методу

Первая партия принятых личинок к концу пятых суток будет состоять из запечатанных маточников. На шестые сутки печатные маточники мы передаем в инкубатор или в семью-обогревательницу на дозрева­ние.

Весь период выращивания ма­точных личинок обе группы, и при­емщиц и воспитательниц, мы еже­дневно подкармливаем белково-витаминным кормом.

Кормлению семьи-воспитательни­цы мы придаем исключительное зна­чение. Используя продуктивный корм в обильном количестве и пра­вильно скармливая его, мы этим са­мым усиливаем потребление корма пчелами, поддерживаем упитанность пчел, стимулируем деятельность верхнечелюстных желез и влияем положительно на поддержание тем­пературного режима гнезда.

Все это хорошо сказывается на формообразовании и природе бу­дущих маток. В этом сила нашего воздействия и направленного мичу­ринского воспитания.

На пятые-шестые сутки воспита­тельной группе в оба отделения сле­дует дать по рамке с открытым рас­плодом из отделения с маткой.

 

Перевод семьи-воспитательницы на двухгрупповое содержание на время выращивания маток может быть по второму варианту осуще­ствлен следующим образом.

Пустой улей-лежак делим глухой перегородкой на два отделения — малое и большое.

На расстоянии 10 см от боковой стенки улья ставим вставную доску и промежуток между доской и стен­кой улья заполняем ватой. Рядом устраиваем отделение для приемоч­ной группы пчел на 3 рамки, для чего, отступя от вставной доски на 125 мм, устанавливаем вторую пере­городку. Рядом размещаем отделе­ние для воспитывающей группы на 10 рамок. Это отделение ограждаем сбоку вставной доской и теплоизо­лирующей прослойкой.

Леток группы пчел-приемщиц устраиваем в передней стенке улья посредине отделения; леток воспи­тывающей группы — в передней стенке рядом с вставной доской (рис. 2).

Улей ставим на место снятого с колышков улья, так чтобы леток ма­лого отделения занимал положение летка ранее стоявшего улья.

В малом отделении помещаются пчелы-приемщицы, в большом — воспитательная группа. В данном случае воспитывающая группа раз­мещается в одном отделении и со­ставляет одно целое.

При большом перелете лётных пчел в отделение с приемщицами улей отодвигаем немного влево. В этом случае расселение пчел стар­шего возраста   между  отделениями осуществляется равномернее и необ­ходимость в маскировке летков от­падает.

Рис. 2. Улей-лежак,  подготовлен­ный для  формирования  семьи-вос­питательницы    по    второму    ва­рианту:

а — отделение для приемочной группы;

б — отделение для воспитывающей группы;

в — теплоизолирующая прослойка из ваты;

г — леток приемщицы;

д — леток воспиты­вающей группы.

Рис. 3.  Сформированная семья-вос­питательница (вариант  второй):

I — отделение приемщицы:

Л — рамка-пи­томник с привитыми личинками;

Я — кор­мовые рамки;

II — отделение воспитываю­щей группы

К — кормовые рамки;

Л — рамки-питомники с принятыми личинками на маточное воспитание.

Использование семьи-воспитатель­ницы проводим в том же порядке, как описано выше.

После 10—14 дней использования семьи-воспитательницы и получения от нее 360—400 маточников она восстанавливается как обычная семья. Возвратив семье матку, ее ставим  на отдых  и восстановление.

Объединение семьи и подсадку матки делаем так. К концу дня пе­ред летком улья кладем наклонно один лист фанеры, край которой опущен на землю, а другой — на прилетную доску. Пчел подкуриваем дымом и, выждав 10—15 минут, по­ка они наполнят зобики медом, перегородки из улья удаляем. Затем всех пчел с рамок стряхиваем на лист фанеры, а рамки возвращаем в улей, формируя при этом гнездо.

Как только пчелы сплошной мас­сой направятся в улей, мы слегка обрызгиваем их водой из пульвери­затора и пускаем матку. Пчелы с маткой заходят через леток в улей и размещаются на рамках. Пчелы при этом соединяются без драки и хорошо принимают матку. Направ­ляясь к летку улья оплошной мас­сой, пчелы, приподняв брюшко, уси­ленно выделяют запах пахучих же­лез. Восприняв одинаковый запах, пчелы и матка успешно соеди­няются.

Дней через 15 семья вновь вклю­чается в воспитательную деятель­ность.

Новый способ подготовки и фор­мирования семьи-воспитательницы с разделением ее на две группы- — приемщиц и воспитательницы — имеет следующие достоинства.

1.  Открылась возможность к по­лучению 1,5 тыс. и больше маточни­ков и неплодных маток от одной семьи за сезон.

2.  Уменьшилась в 8—10 раз по­требность в семьях-воспитательни­цах.

3.  Снизилась себестоимость ма­ток.

От редакции. Способ вывода ма­ток, предлагаемый т. Шишикиным, оригинальный и заслуживает внима­ния пчеловодов матковыводных па­сек. Однако в погоне за количеством маток нельзя забывать об их каче­стве. Рядом опытов установлено, что при большом количестве воспи­тываемых семьей-воспитательницей маточных личинок качество их сни­жается. Поэтому прежде чем широ­ко применять описанный способ, необходимо провести точную оценку качества получаемых маток, т. е. их яйценоскость и способность созда­вать сильные семьи.

 

Е. А. ШИШИКИН Директор Азербайджанского госплемрассадника пчел
Журнал „Пчеловодство”, № 8, Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, Москва, 1952 г.

 

Любое использование материалов c сайта http://hodok.at.ua разрешается при условии гиперссылки на http://hodok.at.ua в первом абзаце новости. Руководство сайта не несет ответственности за достоверность материалов, присланных нашими читателями. Администрация сайта, публикуя статьи наших читателей, предупреждает, что их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА “Українські Новини”, в каком-либо виде строго запрещены.


Hodok © 2011


Сделать бесплатный сайт с uCoz



▲ Наверх